Пазырыкские курганы

Золотой Алтай > Алтай > Пазырыкские курганы
11
11
11
11
11
11
11
11
Высота над уровнем моря2080 м
ОсобенностьСамый высокий автомобильный перевал Алтая

Тур, в которых вы увидите эту достопримечательность:
“Золоте кольцо Алтая”

УЛАГАНСКИЙ ПЕРЕВАЛ

Пазырыкскими курганами называют 5 больших («царских») курганов, расположенных вблизи села Балыктуюль в урочище Пазырык в Улаганском районе Республики Алтай. Курганы находятся примерно в 4,5 км от села Балыктуюль, там же находятся многочисленные погребальные объекты других эпох и еще одна достопримечательность — Арагольская оросительная система. Курганы видны справа от дороги, ведущей в долину реки Чулышман. Ареал распространения этих курганов на восток включает Тувинскую автономную область и, частично, Монгольский Алтай.

Долина Пазырык («Базырык» в переводе с тувинского «курган») 2500лет назад была выбрана древним народом как место погребения усопших. Считается, что такие места отличаются особой энергетикой пространства и являются своеобразными вратами перехода души в другой мир. Вокруг горы, видны белые вершины хребтов, вековые лиственницы, как стражи, охраняют покой, а в небе парят большекрылые птицы.

Урочище Пазырык насыщено разнообразными археологическими памятниками. Всего в пределах долины имеется около 40 древних сооружений. Это курганы с каменной наброской, плоские овальные выкладки, оградки и т.п. Среди всех объектов выделяются пять больших каменных курганов, принесших урочищу мировую известность.

В 5-4 веках до нашей эры, в долине были построены пять курганов, которые использовались для культовых захоронений. Раскопки, проведенные здесь в 20-40-е годы 20-го века, дали миру целый ряд замечательных открытий и позволили говорить о существовании на Алтае особой «Пазырыкской культуры».

Исключительная особенность Пазырыкских курганов с каменной наброской, заключается в наличии курганной мерзлоты вне зоны сплошного распространения мерзлоты. Нигде за пределами Горного Алтая пока не установлена такая особенность построения курганов. Именно благодаря этому факту в руки археологов попали уникальные материалы скифского времени, которые в обычных условиях не сохранились бы. Это изделия из дерева, кожи, меха, войлока, а также всевозможные ткани. Обнаруженные в курганах орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, конская сбруя дают возможность представить облик материальной культуры населения Горного Алтая более чем двухтысячелетней давности.

Прекрасно сохранившиеся конструкции погребальных бревенчатых срубов содержат информацию об имевших место навыках строительства жилья. Несомненно, труд археологов в долине Пазырык был совершенно необычным: их главным орудием являлась не лопата, а ведро горячей воды.

Пазырыкские курганы  имеют гигантские размеры: диаметр насыпей варьируется от 24 до 47 м, высота от 1,5 до 3,75 м. Раскопки «царских» (так их условно называют за богатство найденных в них объектов) курганов продолжались с 1929 по 1949 год археологами Грязновым М.П., Руденко С.И. в составе экспедиций Этнографического отдела Русского музея и Государственного Эрмитажа. Название «пазырыкская культура» ввел в обиход исследователь Грязнов М.П. после раскопок 1-го из этих курганов. Предметы, войлочные аппликации, рисунки татуировок из пазырыкских курганов возле Балыктуюля во многом похожи на те, что после были найдены в знаменитых курганах на плато Укок (в погребении «Укокской принцессы»). Некоторые ученые считают, что они даже выполнены одним мастером, хотя плато Укок и Балыктуюль находятся на расстоянии примерно в 150 км друг от друга (по прямой).

Несмотря на то, что курганы были разграблены в древности, благодаря образовавшемуся под курганами мерзлотному слою исследователям удалось найти множество предметов быта пазырыкцев, сохранявшимся на протяжении веков в таком естественном «холодильнике». Поражает сам подход пазырыкцев к делу препровождения сородичей в мир иной: во-первых, на глубине 4-5 м от уровня земли они устанавливали погребальные камеры — настоящие «дома» из толстых бревен. В данном случае, в 4 из 5 курганов имелись погребальные камеры с двойными стенками и потолком из толстых бревен. Сверху камера была покрыта берестой, лиственничной корой и курильским чаем, а выше был сделан накат из толстых бревен и больших камней, защищавших погребение от грабителей. Сейчас мы знаем, что для древних племен эти деревья имели сакральный смысл: береза — символ чистоты, лиственница — «мировое древо», соединяющее «верхний» и «нижний» миры, ведь она касается своими ветвями «небесной сферы», а корнями уходит в землю. Внутренняя камера имела высоту 1,5 метра и в ее южной части находился саркофаг, вырубленный из цельного ствола дерева маленьким бронзовым топором, а за срубом в северной части были найдены захоронения коней — от 7 до 14 лошадей, часто в прекрасно сохранившейся конской сбруе, с повозками и волокушами. Внешние стенки саркофага украшены изображениями петуха и оленя.

Первый Пазырыкский курган – типичный пример захоронения скифского периода. Внутри кургана большая (52кв.м) квадратная яма глубиной 4 м. Погребальная камера, расположенная в яме под каменной насыпью, имела двойные стены, пол и потолок, лежавший на крепких балках, покоившихся в свою очередь на шести толстых столбах. Внутри камера была отделана досками, снаружи – бревнами, промежуточное пространство было заполнено дробленым камнем. Поверх мумий и потолка камеры до верхнего края ямы навалено свыше 300 бревен средней толщины. Над бревнами возвышалась насыпь высотой 2,2 м и 47 м в диаметре. Еще в древности курган был разграблен, но, несмотря на это, в нем сохранились предметы и вещи из металлов, из материалов растительного и животного происхождения (деревянные, кожаные, шерстяные, костяные, волосяные), которые обычно почти полностью погибают от времени. В условиях высокогорья погребальная камера превратилась в островок вечной мерзлоты, чему немало способствовало и ограбление кургана: осенью в камеру попала вода, зимой она замерзла, летом лед в камере не таял, т.к. теплый воздух не мог вытеснить более тяжелый холодный.

Beчная мерзлота обеспечила хорошую сохранность всего положенного в могилу. В деревянном саркофаге лежали мумифицированные тела мужчины и женщины, обработанные с особой тщательностью. По предположениям ученых, мужчин был знатным воином или вождем племени. В их черепах были проделаны отверстия для изъятия мозга, а затем их заполнили травой. Были также удалены внутренние органы и мускулы, вместо них набиты сухие травы, затем тела зашили конским волосом. В целях гигиены в каждом кургане была установлена тренога, накрытая шелковой тканью, на которой стоял тазик с семенами конопли, «выветривавшими» дурной запах. В могильнике обнаружены также прекрасно сохранившиеся лошадиные туши, в том числе низкорослые монгольские лошадки. Во одном из курганов было обнаружено около 10 лошадей, у 4 из которых морде были надеты кожаные маски с рогами.

В Пятом Пазырыкском кургане в саркофаге находились мумифицированные тела женщины и мужчины. Тело мужчины покрыто татуировками. Найдены фрагменты их одежды из меха и хлопка. На голове женщины находилась высокая прическа-парик. Стены дома-сруба покрывал огромный ковер-шатер из белого войлока с богатыми аппликациями. К северу от погребальной камеры располагалось захоронение коней. Богатая конская сбруя, упряжь, чепраки (подстилки под седло), обшитые дорогой шерстяной персидской и шелковой китайской тканью, а также кожаная маска с изображением оленя.

Самыми удивительными находками стали найденные рядом с конями деревянные детали повозок и волокуш (в том числе легкая повозка-колесница), лестница, фигурки из войлока, а также музыкальный инструмент — барабан, выполненный из роговых пластин. Здесь же был найден бесценный экспонат, настоящее сокровище — древнейший в мире ворсовый ковер, выделанный вручную узелковым способом.

Результаты исследований найденных в Пазырыкских курганах предметов позволяют утверждать, что у пазырыкцев были налажены связи не только с Китаем, но и с Персией и другими странами. Так, во всех курганах были обнаружены кориандр и украшения из маленьких ракушек, известные в то далекое время в Персидском заливе.

За богатство найденных объектов курганы назвали «царскими». Отсюда до погребения «укокской принцессы» 150 км. Однако ученые полагают, некоторые предметы принадлежат руке одного древнего мастера.

Извлеченные из Пазырыкских курганов ценности в настоящее время хранятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) в отделе первобытной культуры. Они представлены в семи залах, посвященных искусству и культуре Сибири, и соседствуют с богатствами скифско-сарматского искусства из Северного Причерноморья, из Минусинского района и европейских степей.

о время первых археологических раскопок деревянные перекладины, а также мумифицированные конские туши были оставлены в долине, т.к. не хватало транспорта для их перевозки. В холодные зимние дни местные жители слышали вой голодных волков и лис, подошедших совсем близко к деревне. А бревна погребальных камер несколько лет использовались в качестве дров. К большому сожалению, из-за этого многие уникальные находки были утеряны навсегда…

Ученым пока так и не удалось ответить на главный вопрос: откуда появились пазырыкцы на Алтае и куда они так таинственно исчезли…

Call Now Button